Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

«Шинэндоа» — «Это не моя война!»

Фильм «Шинэндоа» (1965, режиссёр Эндрю В. МакЛаглен) демонстрировался в московском либертарианском киноклубе в начале декабря. В центре внимания — Чарли Андерсон и его семья из южного штата Вирджиния времён войны Севера и Юга, чрезвычайно независимая и показанная с огромной симпатией.

Shenandoah

Независимость здесь является краеугольным камнем сюжета. Идёт война, и представители государства временами заезжают к Андерсону, требуя от него то лошадей, то сыновей — то уговаривая, то угрожая. Андерсон без колебаний смотрит на государственных людей как на бандитов и не упускает момента дать им хороший отпор. Он не допускает и мысли о том, что обязан чем-то штату, поскольку он сам работает на своей земле. Он не считает также, что война имеет к нему отношение, поскольку не владеет рабами. Разумеется, в конце концов война приходит и в его дом — иначе сюжета бы не было, и нам не о чем было бы говорить.

«Шинэндоа», во-первых, во всей красе показывает зрителю фермеров-индивидуалистов, этот замечательный тип людей, которые и выстроили Соединённые Штаты. Но помимо этого фильм ставит перед зрителем много вопросов. Основным вопросом здесь, конечно же, является вопрос об отношении к насилию, о том, как сохранить независимость и вместе с тем не оказаться беззащитной жертвой под колёсами войны, мародёрства или ещё какой-нибудь человеческой глупости.

Необходимость участия в боевых действиях по сюжету «Шинэндоа» в некоторый момент пытается обосновать священник, через проповедь о долге. Он говорит о «долге перед Вирджинией», об одной из тех коллективных абстракций, которых современный свободный мыслитель старался бы избегать. Но даже современный свободный мыслитель иной раз не может устоять перед аргументом о национальной безопасности. Несколько свободных личностей не в силах противопоставить что-то безумной толпе фанатиков, если дело дойдёт до прямого конфликта с ними. И хотя необходимость национальной обороны в «Шинэндоа», строго говоря, не обсуждается, «долг перед Вирджинией» звучит как подходящая абстракция для оправдания национальной обороны, уж ничем не хуже, чем «долг перед США».

Но в конечном итоге не долг перед штатом, а именно грубое вмешательство в личные дела семьи Андерсона побудило его сесть в седло и рисковать жизнью. Выстроиться таким образом сюжету позволило то обстоятельство, что Война Севера и Юга всё же не была войной захватнической. Однако она не была и войной за освобождение рабов – у неё имелись чисто политические причины. И всё же что делать свободному человеку, такому как Чарли Андерсон, которому нет дела до этих причин, — если люди вокруг него внезапно начинают стрелять друг в друга, и от того его собственная жизнь и жизнь его близких оказывается под угрозой? Если нельзя принять ничьей стороны и остаться при этом честным с самим собой, то неужели остаётся только готовиться к потерям? Неужели человеческое общество — это всё-таки стихия, а война, соответственно, — стихийное бедствие, даже если речь идёт о таком человеческом обществе, как Америка XIX века? Война пройдёт, но этот вопрос останется. Андерсон хоронит близких, а мы спрашиваем себя: почему так произошло, ведь он-то ни в чём не виноват?

И кто-то обязательно ответит: Чарли Андерсон виноват хотя бы в том, что не сделал всё возможное для того, чтобы жить в мире. Кто-то обязательно скажет, что достаточно было предупредить насилие в зародыше, и войны можно было бы избежать. Но мог ли он остаться честным с самим собой, предавшись этому занятию, если контроль за ним находится в руках политиков, которые привыкли жонглировать терминами «соображения безопасности» и «превентивный удар»?

Граница между насилием и предупреждением насилия — это тонкая и почти всегда болезненная тема. Очень хорошо, что есть либертарианский киноклуб, где можно обсудить эти проблемы, да ещё и получить от эстетическое удовольствие от просмотра.

Автор: Акатер Дима

Блог автора в ЖЖ

Текст впервые опубликован в газете «Атлант» №2 от 21.12.2010.


Рассказать друзьям:

Категории

Другие записи

RSS-лента

Подписаться

Архивы