Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

Частная дискриминация — это право на собственный труд

Опубликовано: 11 марта 2019, 09:08

дискриминация


На митинге против изоляции рунета мы не пропустили в пресс-зону пропагандистов от RussiaToday и Life, что оказалось «бомбической» неожиданностью для владельцев этих ресурсов. Нам жаль, что у «журналистов» этих изданий память как у рыбки, и они никак не поймут, что им в либертарианской пресс-зоне не рады.

И все же, почему мы так поступили? Может быть, мы против свободы слова? Совсем нет, но либертарианская идеология предполагает, что свобода частной дискриминации — благо, а не зло.

В этой связи предлагаем вам прочитать статью Василия Хохлова, нашего однопартийца, о свободе частной дискриминации, чтобы вы могли сами пользоваться нашей фирменной фичей всякий раз, когда вам будет нужно.

право на труд

Слово «дискриминация» происходит от латинского «discriminatio» — различаю, и обозначает «видеть различие между определенными объектами или явлениями». В современном смысле «дискриминация» используется как негативное отношение, предвзятость, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе. При этом есть и довольно странный термин «позитивная дискриминация», означающий предоставление привилегий какой-то группе людей, обычно с целью компенсировать им дискриминацию негативную. Однако, «позитивная» дискриминация для одной группы людей — это, в какой-то мере, «негативная» дискриминация для остальных групп, поэтому изначальное определение и общая «негативность» дискриминации остается в силе.

Дискриминация может происходить по гендерной, расовой, религиозной, этнической или национальной принадлежности, по сексуальной ориентации, возрасту, внешнему виду, инвалидности, наличию определенных заболеваний. Да и вообще по любой истиной или кажущейся принадлежности к какой-либо существующей или мнимой социальной группе. Источником дискриминации может служить отдельная личность, группа людей, частная или государственная структура.

Важно понимать, что есть огромная разница между государственной и частной (в т. ч. личной) дискриминацией. Личная дискриминация — различение людей по тем или иным их особенностям — явление вполне обычное. Вы хотите поддержать тех, кто вам нравится и оградить себя от тех, кто вам неприятен. Это ваше естественное право — распоряжаться собой и давать доступ к своим личным ресурсам по вашим личным критериям. Наверное, было бы правильным избавляться от предрассудков и шире смотреть на мир. Но оценивать такие вещи и работать над собой может только сам человек, а не какой-то сторонний наблюдатель. Никто не может иметь право на чужой труд и чужую свободу, иначе чем по контракту. Принуждать человека делать что-то для тех, для кого он это делать не хочет — форма рабства.

Частная бытовая дискриминация — это довольно обычная вещь. Таргетированная реклама, мероприятия с определенной целевой аудиторией, безопасные пространства («safe-space») — все это довольно привычные нам виды частной дискриминации. Кроме этого, частная дискриминация — также служит и способом открытого выражения своих принципов. Вы не обязаны помогать группам людей, которые вам не нравятся, продвигать их цели, которые вы не одобряете. Если какие-то фашисты просят вас испечь пирог, который они смогут использовать на своем мероприятии для поддержки своих целей, вы можете им отказать, просто потому что не хотите их поддерживать. А они могут заказать пирог в другом месте, чтобы не поддерживать вас. Это функция прозрачной репутации на свободном рынке. Для такой же цели, например, частные фирмы проводят социальные рекламные кампании — чтобы заявить о своих ценностях и получить поддержку тех, кто их разделяет. Точно так же используется частная дискриминация — чтобы открыто объявить о своих взглядах и получить соответствующую ответную реакцию. Если Герман Стерлигов не любит геев, то и геям нет смысла поддерживать прибыль Германа Стерлигова, покупая у него. Запрещая же ему демонстрировать свои ценности, мы запрещаем его клиентам знать о них, а значит скрываем его репутацию.

Если человека дискриминируют в какой-то частной фирме — он всегда может пойти в другую. А если таковых мало — создать свою, заняв эту экономическую нишу. Но для этого, конечно, необходима экономическая свобода, свобода бизнеса и капитала. Частная дискриминация при большой конкуренции играет репутационную и нишевую функции — позволяя создавать предложение для всех участков спроса. При этом крупный сетевой бизнес, да и рынок вообще, в дискриминации не заинтересован. Предприниматель на свободном рынке стремиться заработать как можно больше, поэтому крупный (не нишевый) бизнес рассчитывает на как можно более широкий спектр клиентов, что способствует снижению дискриминации в обществе. Никакие специальные законы для этого не нужны, и даже вредны.

Государственная дискриминация — дело иное. Государство часто заявляет монополию на некоторые свои услуги, поэтому если там присутствует дискриминация, то альтернативы человек найти не сможет, а значит, получит ограничение своей свободы. Более того, оплата услуг государства происходит заранее и принудительно. В отличие от частных фирм, где договор обычно происходит во время покупки, в государственных все услуги оплачены налогами заранее. Поэтому государственная дискриминация — это неисполнение государством своих обязательств перед своим клиентом-гражданином. Государственные дискриминационные законы заставляют заниматься дискриминацией тех частников, которые этого не хотят, но им приходится под угрозой государственного насилия. Даже если смотреть на государственные законы как на добровольную юрисдикцию, такая юрисдикция неэффективна, потому что она слишком широка и из нее сложно выйти. Государственные антидискриминационные законы — так же вредны, поскольку предписывают вам продавать свои услуги и свою собственность на условиях, с которыми вы сами не согласны.

Чтобы создать по-настоящему инклюзивное общество, которое дает возможность всем людям преследовать свои личные цели, личные рецепты счастья, необходимы инструменты разграничения личного пространства. Потому что, приняв такую цель, нельзя заставлять людей жить вместе, пока это не входит в рецепт их личного счастья. Обычно люди предпочитают создавать свои микро-сообщества, которые уже потом взаимодействуют с другими сообществами: мирно, но сохраняя дистанцию. Запрет частной дискриминации не способствует решению конфликтов, но лишь усиливает напряженность между неформальными сообществами. Единственное что требуется от минимального государства — наказание за агрессивное насилие. Все остальное гораздо эффективней позволить людям решать самим.

Автор: Василий Хохлов.


Вернуться к новостям


Рассказать друзьям: