Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

Либертарианский киноклуб 13.06.2011 фильм "Хранители"

Опубликовано: 16 июня 2011, 11:59

13 июня в Сахаровском центре прошла очередная встреча Либертарианского киноклуба. Смотрели фильм «Хранители» режиссера Зака Снайдера. Картина снята по комиксу Алана Мура, автора знаменитой истории «В – значит Вендетта», которую либертарианцы показывали накануне Дня Гая Фокса 5 ноября.
Фильм «Хранители» рассказывает об альтернативной истории Соединенных Штатов. Действие происходит в 1985 году, в разгар Холодной войны. В центре внимания – супергерои, некогда спасавшие нацию, но теперь запрещенные законом. Повествование ведется от лица одного из них – Роршаха. Загадочное убийство Комедианта заставляет «Хранителей» подозревать, что кто-то открыл на них охоту. Роршах встречает бывших коллег – все они живут обыкновенной жизнью, стареют и редко вспоминают прошлое. Из воспоминаний Роршаха мы узнаем, что благодаря «Хранителям» Америка выиграла войну во Вьетнаме, но затем люди испугались защитников с неограниченной властью и вышли на улицы с требованиями запретить супергероев в масках.

Проблема неограниченной власти – одна из главных в фильме. Главным злодеем (осторожно: спойлер!) оказывается один из супергероев. Это Озимандия, самый умный человек на планете, единственный из команды «Хранителей», кто не залег на дно, а использовал свою популярность, чтобы построить успешную корпорацию. Для предотвращения ядерной войны между СССР и США, которую ожидают со дня на день, он решает собственноручно уничтожить несколько советских и американских городов. Виновником величайшей катастрофы признают невиновного и обманутого Озимандией доктора Манхэттена – единственного из «Хранителей» обладателя по-настоящему сверхъестественной силы. Убийца 15 миллионов мирных граждан показан идеалистом, который мечтал о примирении двух держав. Остановить его бывшим соратникам не удается. На телеэкранах генсек СССР и президент США призывают свои народы забыть про вражду и объединиться перед общим врагом – доктором Манхэттеном. Роршах убит, но его дневник находит нью-йоркский журналист. Если записи будут опубликованы, то мир узнает, кто был автором и исполнителем Армагеддона.

После просмотра зрители переместились за круглый стол, чтобы обсудить увиденное. Все сошлись на том, что хэппи-энда в фильме нет. Член Либертарианской партии Александр Широковских-Смирнов заметил, что, хотя 15 миллионов уничтожено, человеческая природа, о которой рассуждают герои, осталась прежней – человек по-прежнему склонен к насилию и жестокости. Его коллега по партии Егор Иванов добавил, что эта дружба народов недолговечна: «Этот мир в любой момент рухнет, как только дневник Роршаха будет опубликован». Председатель ЛПР Андрей Шальнев заметил, что «мир, построенный на лжи, долго не продержится», и перевел тему в политическое русло. «Более важный вопрос, который поднимается в фильме, это право жертвовать меньшинством ради большинства. На этом принципе, – сказал он, – построены все современные демократии. Этот принцип применяется ежедневно не в Зимбабве и даже не в России, а в таких странах, как США. Прогрессивная шкала налогообложения – типичный пример».

Власть развращает – об этом говорится в фильме. В сцене, когда «Хранители» усмиряют бунтующую толпу, Комедиант входит в раж и получает удовольствие, стреляя в безоружных людей. Роршах пытками выбивает показания из свидетелей, чтобы раскрыть преступления. Как заметил один из участников дискуссии, Дмитрий, маски гарантируют анонимность, а она в свою очередь вызывает соблазн безнаказанно применять силу. В фильме, кстати, указано, что все супергерои выступали на стороне республиканцев – Комедиант даже показан убийцей Кеннеди. Андрей Шальнев отметил, что республиканцы ближе к либертарианцам в том, что касается экономических свобод, но не в вопросах свобод личных или политических.

Свобода или стабильность? Под свободой в данном случае понимается право тех 15 миллионов людей распоряжаться своей жизнью – Озимандия отнял ее у них. «Стабильности не бывает. Мир или свободен, или мертв», – заявил гость киноклуба Алексей. Андрей Шальнев переформулировал вопрос так: свобода или безопасность? «А если бы началась война?» – спросил у него молодой человек Данил Немировский. «Пока не упала первая бомба, мы не имеем права инициировать насилие» – ответил Андрей. И следующим этическим вопросом стал вопрос самозащиты. Можно ли нанести превентивный удар, если тебе угрожают? Единого рецепта, когда в таких случаях уже можно открывать огонь, не нашли. Но все гости сошлись во мнении, что люди, которые ходили по улицам Нью-Йорка, в любом случае ядерного удара не планировали, а значит, убивать их было недопустимо.

На грани Третьей мировой человечество в фильме оказалось потому, что две сильнейшие державы имели ядерное оружие. Существует мнение, что ядерное оружие является сдерживающим фактором, и именно благодаря нему нам сейчас не грозят мировые войны. Эту точку зрения поддержал либертарианец Александр Широковских-Смирнов. Данил Немировский добавил: «Пока США были единственными обладателями ядерной бомбы, они ее спокойно применяли». Егор Иванов из ЛПР привел аллегорию: «Если у меня есть пистолет, мне необязательно убивать тебя для защиты – достаточно показать его».

Мог ли один человек принимать решение о судьбе мира? В зале нашелся юрист Алексей, который напомнил теорию общественного договора: «Мы выдаем государству лицензию на убийство, а дальше от одной личности зависит, нажать ли на кнопку». На это либертарианцы почти хором возразили, что мы не можем передать государственному чиновнику те права, которыми сами не обладаем – такие, как право на убийство. «Общество не может делегировать государству право на насилие. Поэтому соверши это насилие тиран или единогласно избранный на честных выборах правитель – оно останется преступлением», – пояснил Шальнев.

Дальше спор пошел вокруг концепции общественного договора. Юрист Алексей все время ссылался на действующий закон, а либертарианцы по очереди напоминали ему, что законы не всегда бывают правовыми (фашистская Германия – идеальный тому пример), и наша задача как раз придумать такой закон, который не нарушал бы свободы человека. «Вы говорите о существующем строе, а мы об идеальном», – констатировал Широковских-Смирнов.

Либертарианцы попытались объяснить, почему действующий общественный договор не кажется им правовым: «Разве шестьдесят человек могут диктовать сорока, что делать? А 99 человек могут диктовать одному, что делать?». «Но если большинство хочет так, а происходит иначе, то это создаст конфликтную ситуацию», – возразил гражданский активист Алексей Никитин. На это Шальнев ответил, что «до того, как государство не стало заниматься перераспределением, никому не приходило в голову заниматься переделом собственности».

После спорили о законах: одни (либертарианцы) говорили, что их нужно менять, другие – что вопрос лишь в российской правоприменительной практике. Юрист Алексей, по его признанию, совершенно случайно заглянувший на встречу киноклуба, был признан самым активным участником дискуссии и получил в подарок книгу Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось» с автографом автора.
Это было уже шестое заседание киноклуба, который ежемесячно проводит в Москве Либертарианская партия России. До этого смотрели такие фильмы, как «В – значит Вендетта», «Такер: человек и его мечта», «Народ против Ларри Флинта». В ЖЖ-сообществе либертарианцев раз в месяц проходит голосование за фильм, который стоит показать в следующий раз. Темами для споров были призыв в армию, легализация наркотиков, борьба с монополиями, экологическая политика, свобода слова. Экспертами успели побывать правозащитник Максим Бурмицкий, эксперт Института прав человека Лев Левинсон, писатель и журналист Валерий Панюшкин, публицист Егор Холмогоров, экозащитник Иван Смирнов, активист Сергей Константинов.


Вернуться к новостям


Рассказать друзьям: