Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

Монопольный бензин по сто рублей

Опубликовано: 13 июня 2018, 08:30

«Заморозка» розничных цен вытесняет частных заправщиков с топливного рынка, а затем нас ожидает ещё более стремительный рост цен.

Ptrlm

Продолжающийся в последние месяцы рост цен на бензин и критическая ситуация на топливном рынке могут привести к закрытию 60% заправок, монополизации и сокращению предложения, то есть к полноценному дефициту топлива. Об этом говорится в сообщении Независимого топливного союза (НТС), поступившем в СМИ. «Счёт времени идёт на часы, — говорится в сообщении, — уже сегодня в большинстве регионов страны независимые АЗС начали закрываться». В перспективе возможен рост цены на бензин до 100 руб за литр и выше, предупреждают владельцы независимых АЗС.


Президент НТС Павел Баженов в программе Владимира Милова

Подробный разбор механизма образования цен на бензин опубликовал Григорий Баженов, экономист, руководитель аналитического центра НТС и член руководящего комитета Московского регионального отделения Либертарианской партии России.

Крупные, так называемые вертикально-интегрированные нефтяные корпорации (ВИНК), испытывающие на себе большое государственное влияние (а то и напрямую принадлежащие государству), получают свой основной доход от оптовой реализации бензина и дизеля, а также экспортных продаж сырой нефти и нефтепродуктов. Розничная продажа бензина на автозаправках является для таких компаний скорее социальной нагрузкой от государства и выполняется по остаточному принципу (приказ ФАС и Минэнерго обязывает продавать 10% бензина и 5% дизтоплива на биржевых торгах, остальным объёмом ВИНК снабжает собственные сети, реализует его через низовые мелкооптовые подразделения или отправляет на экспорт). Владельцы независимых заправок, закупающие топливо на бирже и не обладающие инфраструктурой добычи и крупнооптового сбыта, а также сопоставимыми маркетинговыми бюджетами и административным ресурсом, могут конкурировать с крупными корпорациями только в области цены, которая не должна быть выше, чем у ВИНК, чтобы не отпугнуть покупателя.

Таким образом, за счёт вертикальной интеграции и административного ресурса крупные корпорации фактически диктуют цены всему розничному рынку топлива, при этом сама цена назначается правительством директивно, по принципу «инфляция минус». Растущая налоговая нагрузка на отрасль (до 50% в конечной цене литра бензина), бюджетные регуляции и рост оптовых цен приводят к ещё большему разбалансированию между оптом и розницей. Лезвия ножниц между оптовой и розничной ценами уже сейчас начинают расходиться в отрицательную сторону (опт выше розницы), а это означает, что независимые АЗС торгуют бензином и дизелем себе в убыток. В скором будущем такой диспаритет цен может привести к уходу частных заправщиков из бизнеса, монополизации розничного рынка и резкому росту цен на фоне уменьшения предложения.

В качестве решения проблемы НТС предлагает, в частности, снизить или отменить непомерные акцизы на топливо (как отмечает издание Meduza, после снижения акцизов на 3000 руб/т недельные средневзвешенные розничные цены на бензин в Москве снизились впервые с начала марта), отпустить искусственно сдерживаемые розничные цены, увеличить объёмы обязательной биржевой торговли до 50% бензина и 25% дизтоплива.

«Ситуация на российском розничном рынке нефтепродуктов критическая», — говорит Григорий Баженов. — «За популистскими лозунгами и ещё большей политизацией цен на бензин и дизельное топливо кроется потенциальное банкротство значительной доли независимых предпринимателей, которые выполняют крайне важную функцию — снабжение топливом тех локаций, в которые никто из ВИНКов не пойдет.

Ситуация очень показательна: Путин должен выглядеть героем на белом коне, человеком, который остановил "эгоизм" жадных бизнесменов. Однако на деле всё это приведет лишь к усугублению проблем в розничном звене.

Кроме того, наша власть не любит брать на себя ответственность за свои же глупые действия. Главная причина текущего дисбаланса и стремительного взлёта розничных цен кроется в откровенно вредительской экономической политике государства, которое создавало все условия для переориентации ТЭК на внешний рынок, заботилось только о собственных аппетитах и действовало исходя из условий момента.

Гражданское общество должно сказать власти: "Акцизу — нет!" и встать на сторону независимого предпринимателя».


Вернуться к новостям


Рассказать друзьям: