Logo

Рассылка ЛПР.  Подпишитесь на новости!

О свободе, этике и разуме. IV Конференция Айн Рэнд

Опубликовано: 14 февраля 2018, 04:00

11 февраля в Санкт-Петербурге состоялась мемориальная конференция Айн Рэнд.

Ar18 002
Ar18 003

Известная американская писательница и основательница философии объективизма родилась в 1905 году в Санкт-Петербурге, и с 2015 года Центр Адама Смита проводит ежегодные научные конференции в её честь; нынешняя стала уже четвёртой.

Ar18 014
В зале можно было купить товары либертарианской тематики или книгу Павла Усанова «Наука о богатстве» с автографом автора.

Конференция началась со вступительного слова от модератора Сергея Бойко и представителя фонда Науманна Саши Тамма. Первым лектором выступил кандидат экономических наук Павел Усанов, рассказавший о современной России в свете романа Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Это одна из самых известных книг писательницы, в России она была переведена и издана ещё в 90-е, но особый интерес у нашей публики к ней появился лишь к 2008 году, на фоне кризиса. Усанов подметил множество параллелей между сюжетными линиями романа и происходящим в России; лейтмотивом лекции стало одно из рабочих названий «Атланта» — «Забастовка».

Ar18 007

Известный эксперт в области экономики железных дорог, к.э.н. Фарид Хусаинов прочёл лекцию на тему «Почему невозможно "справедливое" государственное регулирование? Группы интересов и захват регуляторов». В качестве наглядного примера Хусаинов выбрал вагоностроительную отрасль и её взаимоотношения с государством. «Справедливое госрегулирование» — оксюморон наподобие «жареного льда», и те, кто так говорит, под справедливостью обычно понимают некую «справедливость-2», справедливость вопреки рынку. Однако это постоянно приводит к тому, что помощь от государства получают не те, кто в ней нуждается, но те, кто и без того богат, силён, обладает административным и экономическим весом.

Далее выступил антимонопольный экономист Вадим Новиков. Он предложил рассмотреть роман Рэнд как «антимонопольную антиутопию». Сама Айн Рэнд интересовалась темой борьбы государства с монополиями, что докладчик продемонстрировал на примере не только «Атланта», но и менее известной статьи Рэнд «Большой бизнес — наиболее преследуемое меньшинство». Экономику мира «Атланта» по сюжету разрушают не в последнюю очередь именно антимонопольные законы. Новиков продемонстрировал на западном (Хичкок) и отечественном (Чичваркин) примере пагубное влияние регуляций рынка со стороны государства и рассказал несколько случаев из практики, когда результатам непродуманных административных действий поражалась сама ФАС.

На этом закончилась первая секция конференции — «Философия капитализма».

Ar18 028
Артём Усталов — о Рэнд и Штирнере

Во второй секции «Метафизика и эпистемология объективизма», посвящённой вопросам познания реальности в рамках учения объективизма, Сергей Сазонов, философ из Университета Тарту, выступил по теме «Айн Рэнд о пределах персональной ответственности». Следуя текстам «Атланта» и «Источника», Сазонов показал, что по убеждению автора человек может управлять собственной судьбой, но не может и не должен управлять судьбой другого человека и тем более общества. Когда герои Рэнд вопреки этому принципу пытаются изменить ситуацию, их усилия ни на что не влияют и пропадают впустую: нельзя изменить судьбу тех, кто сам меняться не хочет.

Эксперт в области Австрийской экономической школы и анархизма Артём Усталов рассказал о философии и практике эгоизма в трудах Макса Штирнера и Айн Рэнд. Рэнд не причисляла себя ни к анархистам, ни к либертарианцам, и философские посылки у них со Штирнером были весьма разные; тем не менее, двумя несхожими путями оба философа пришли в конечном счёте к очень схожим выводам относительно общества, свободы и стратегии поведения.

Политолог Саша Тамм в своём докладе поставил следующий вопрос: «Почему Айн Рэнд важна даже для людей, которые не любят её беллетристику и не являются объективистами?» Дело не только во влиянии Рэнд на многих политиков, действующих в современном мире, и не в только в этических принципах, предлагаемых ею, но и в самом понимании этики как рациональной системы. Верить в мудрость большинства одновременно нерационально и неэтично, а индивидуализм, решающий исключительно за себя, оказывается полезен интересам всего общества. Также Тамм рассказал об интеллектуальных аргументах Рэнд для либертарианцев — «оружии в публичном споре».

Ar18 031
Сергей Чухлеб

Заключительная третья секция была посвящена «Этике и эстетике». Выступление кандидата философских наук Сергея Чухлеба растормошило публику. Тема была сформулирована так: «Насилие: либерал-большевизм как частный случай цивилизационной редукции». Мотором современного мира является капитализм, окружающие нас бытовые и технологические блага обеспечены именно им — но современное общество надо защищать, утверждал Чухлеб, его легко проиграть, оно может погибнуть. «Почему вообще для россиян Айн Рэнд должна быть значима?» — спрашивает Чухлеб. Её труды нужны американцам как постоянное напоминание, потому что у них нет того опыта катастрофы, который есть у нас. Это выступление встретило, пожалуй, самый неоднозначный приём и острую дискуссию с залом.

Ar18 034
Параллельно с выступлением Чухлеба Михаил Светов общался с участниками конференции «в кулуарах».

«Философский манифест Айн Рэнд: рождение индивидуализма» — так называлась лекция Анатолия Кодинцева, главного редактора раздела Объективизм. Айн Рэнд на Сигме. Кодинцев рассказал об обстоятельствах рождения манифеста — из предвыборной кампании 1940 года, из работы Айн Рэнд на республиканского кандидата Уэнделла Уилки, из её идеи создать общество для обсуждения свободы и капитализма — и о том, как впервые сформулированная в манифесте дихотомия тоталитаризм-индивидуализм повлияла на будущие её труды, «Источник» и «Атлант расправил плечи».

Последним выступающим на конференции стал видеоблоггер, член федерального комитета Либертарианской партии Михаил Светов. Он поставил вопрос так: «Почему либертарианство подходит всем порядочным людям?» У либертарианства, утверждает Светов, нет какой-то своей культурной повестки, которую можно навязывать. Это строго правовая теория, которая зиждется на принципе неагрессии. Все люди вправе, по известной фразе из Декларации независимости США, «преследовать своё счастье». При всей противоположности взглядов, если мы согласимся не проявлять агрессию, то можем ужиться и быть друг другу добрыми соседями. Но нужно понять, что общим врагом является тот, кто готов диктовать свои эстетические предпочтения (будь то политика, религия или, например, отношение к гомосексуальности) силой и агрессией.

Ar18 038

Лекции вызвали у публики большой интерес, люди в аудитории активно задавали вопросы после каждого выступления. Авторы лучших вопросов получили в подарок от организаторов книги. Всего же конференцию посетило около 250 человек — заметно больше, чем в прошлом году.


Вернуться к новостям


Рассказать друзьям: